27 апреля состоялось итоговое заседание РМО учителей-логопедов. Тема заседания была посвящена вопросу преемственности между детским садом и школой.
Встреча началась с выступления Алёны Сергеевны Фалёвой, которая осветила проблему преемственности дошкольной и начальной ступеней образования.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время увеличивается количество детей с нарушением устной речи. Подобные нарушения не проходят бесследно – перейдя на новую образовательную ступень, у детей с речевыми нарушениями появляются нарушения письменной речи. Также тревожит возросшая тенденция школьной дезадаптации у детей. «В России около 60% школьников приходят в первый класс с нарушениями устной речи, к которым также добавляются проблемы с письмом и чтением.» - об этом говорит ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, член экспертного совета Ассоциации родителей детей и взрослых с дислексией Маргарита Русецкая.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, необходимо таким образом построить процесс взаимодействия детского сада и школы, чтобы первоклассники с речевыми нарушениями быстрее адаптировались к новым условиям. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности (коммуникативной, физической, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения). Об этом говорили и данные анкетирования учителей начальных классов, которые сошлись в едином мнении, что для детей с речевыми нарушениями нужно создавать специальные условия подготовки к школе в детском саду, а при переходе на новую ступень и в школьном обучении.
О том, как организуется образовательно-воспитательный процесс в школе рассказала учитель начальных классов МБОУ «Октябрьская СОШ №1» - Резанова Елена Александровна. Елена Александровна поделилась с участниками РМО методами и приемами, с помощью которых она работает с детьми с речевыми нарушениями.
Следующим вопросом, касающимся преемственности, было выступление Ольги Николаевны Вашукевич, учителя-логопеда-дефектолога МБОУ «Октябрьская СОШ №1. Ольга Николаевна рассказала педагогам, насколько важно осуществлять тесное взаимодействие между дошкольными и школьными логопедами.
О том, как организуется подготовка детей с речевыми нарушениями к школе, в условиях детского сада, рассказали учителя-логопеды д/с «Ладушки» – Марина Владимировна Дружинина и Елена Владимировна Назарова. Они представили участникам РМО видеозаписи открытых занятий. Хочется отметить, что специалисты детского сада очень грамотно и умело подбирают методы и приёмы для работы с дошкольниками.
Чтобы взглянуть на проблему преемственности с учетом интересов всех участников образовательных отношений, была деловая игра «Детский сад и школа – как стать союзниками и партнерами?». Педагоги разделились на три команды и разбирали кейсы, а также побывали в роли родителей, учителей и педагогов д/с и представили портрет выпускника ДОО. Как оказалось, и родители, и учителя, и специалисты ДОО представляют будущего первоклассника по-своему: школа предъявляет первокласснику свои требования, родители, готовя детей к школе пытаются водить их на всевозможные кружки, секции и т.д., педагоги д/с решают свои задачи.
В итоге обсуждения, участники игры пришли к выводу, что успех взаимодействия между субъектами определяется готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения и установить продуктивное взаимодействие.
Итогом РМО стало анкетирование и планирование тем на новый учебный год.
В заключение хочу выразить благодарность моим коллегам за продуктивную работу в течение учебного года.
Информацию подготовила Фалева А.С., руководитель РМО учителей-логопедов
|